Операторы ввода read, readln в Pascal
Приветствую. Сегодня я хотел бы затронуть тему операторов ввода данных.
Операторов ввода существует всего два. А именно:
read
readln
Ничего не напоминает? Те, кто внимательно читали предыдущую статью, скажут что эти операторы похожи на операторы вывода. И будут правы! Оператор readln отличается от оператора read только лишь тем, что после ввода данных переводит курсор на следующую строку
Возьмем для примера задачу №1 из первого урока. В ней, если вы помните, длину и ширину прямоугольника мы непосредственно вбивали в код программы. Сейчас мы немного поколдуем над кодом и сделаем так, чтобы эти данные можно было вводить с клавиатуры каждый раз при запуске программы.
Для этого вместо куска кода
A:=5;
B:=7;
пишем
read (A);
read (B);
Попробуйте теперь запустить программу с измененным кодом. На всякий случай напишу весь код:
program perimetr;
var A,B,P: integer;
begin
read(A);
read(B);
P:=2*(A+B);
write(P);
end.
Заметили, как теперь при запуске программа ждет ввода данных? И пока ввод не будет осуществлен, она не продолжит выполнение. Но согласитесь, это мы с вами знаем, что при запуске программы нужно ввести значения длины и ширины, а кто-то другой, запустив ее, не догадается до этого. Поэтому нам нужно вывести на экран просьбу, что-то вроде "Введите длину". Для этого используем оператор вывода write. О нем я уже писал в предыдущем уроке.
Ход ваших рассуждений при составлении программы должен быть примерно следующим:
1) Мне нужно попросить пользователя ввести значения ширины прямоугольника. Для этого использую оператор вывода:
writeln('Введите ширину прямоугольника');
2) Теперь нужно чтобы программа прочитала это значение. Для этого использую оператор ввода:
readln(A);
Здесь немного остановимся. Возможно у вас возник вопрос: "А что значит буква А в скобках?" Так вот, в скобках вы указываете ту переменную, которой будет присвоено значение, введенное с клавиатуры. В нашем случае ширину мы записываем в переменную А, следовательно и в скобках пишем ее.
3) Далее мне нужно попросить пользователя ввести длину. По аналогии с первым пунктом:
writeln('Введите длину прямоугольника');
4) Считываем введенное значение по аналогии со 2-ым пунктом: readln(B);
Вот и все, соберем весь код в кучу:
program perimetr;
var A,B,P: integer;
begin
writeln('Введите ширину прямоугольника');
read(A);
writeln('Введите длину прямоугольника');
read(B);
P:=2*(A+B);
write(P);
end.
Запустите программу, посмотрите как она выполняется. На мой взгляд чего-то не хватает. Как думаете? Следует выводить на экран что-то типа "Ответ" или "Периметр = " перед тем как выведется результат расчета. А то у нас получается, что программа выводит какое-то число, а что за число - поди разбери. Для этого можно пойти двумя путями:
1) Дописать перед строчкой write(P);
строку: write('Периметр =');
2) Модернизировать предпоследнюю строчку кода write(P)
. Делается это следующим образом: пишем оператор write, открываем круглую скобку, в одинарных кавычках пишем 'Периметр = ', ставим запятую и после нее пишем переменную P. Вот как это будет выглядеть: write('Периметр = ',P);
Запустите программу, протестируйте ее при разных значениях длины и ширины. Если возникли какие-то вопросы, не стесняйтесь задавать их, контакты для связи со мной находятся здесь. Ну, а если вопросов нет, можете приступать к следующему уроку