"Программы без ошибок можно написать
двумя способами, но работает — третий"
Алан Джей Перлис

Введение в Паскаль

Здравствуйте! Сегодня мы с вами попробуем написать первую программу на языке Pascal. Язык Паскаль довольно прост в своем синтаксисе и структуре алгоритмов. Однако, советую время от времени заглядывать в раздел Теория, где можно найти более подробную информации о языке.

Итак, напишем программу, которая будет выводить на экран монитора не банальное "Hello world", а вычислять периметр прямоугольника и выводить его значение.

Любая программа, написанная на Pascal, должна начинаться со слова program, за которым следует имя программы. Имя может быть любым (более подробно читайте тут). Регистр написания букв в Pascal значения не имеет, т.е. PROGRAM и program и даже PrOgRaM будут иметь одинаковое значение. Однако, всегда старайтесь сделать код читаемым, чтобы другим программистам при необходимости было удобно его править.

Предположим, мы хотим назвать программу Perimetr, тогда первая строка будет выглядеть следующим образом:
program Perimetr;

Не следует забывать ставить пробел между словами, иначе компилятор выдаст ошибку, и программа не запустится. Также обратите внимание на точку с запятой в конце строки кода. Она ставится в конце практически всех строк программы (но не везде). Позже я приведу один из примеров, где ее ставить не нужно.

Вернемся к нашему коду. Первая строка с названием программы готова. Далее нужно описать все переменные, которые будут использоваться в нашей программе. Запомни: описание переменных всегда начинается со служебного слова var. У нас в программе для вычисления периметра прямоугольника будут задействованы 3 переменные, а именно:

  1. переменная a - ширина прямоугольника
  2. переменная b - длина прямоугольника
  3. переменная p - периметр

Все эти переменные будут целого типа integer (подробнее о типах данных тут). После слова var через запятую перечисляются переменные, затем ставится знак :, после которого указывается тип данных этих переменных. В конце строки ставится знак ;. Вместе две строки кода выглядят следующим образом:

program Perimetr;
var a,b,p:integer;

Хочу сделать небольшое отступление и сказать, что для удобства и лучшей читаемости кода программы, вы можете пользоваться переносом строки и выравниванием кода с помощью табуляции и пробелов. Например, описание переменных можно было написать в две строки, вот так:

var
   a,b,p:integer;

Далее пойдет основной раздел программы (тело). В нем напишем алгоритм для вычисления периметра и выведем его значение на экран. Основной раздел начинается со служебного слова begin, а заканчивается словом end.(обязательно с точкой в конце, она символизирует окончание кода программы). Между begin и end помещается основной код программы, содержащий различные операции. После слова begin ставить ; не нужно. Однако, если все же поставить, то ошибки не будет - компилятор воспримет это как пустой оператор. Прежде чем вычислить периметр, нужно задать длину и ширину нашего прямоугольника, т.е. присвоить значения переменным a и b. В Pascal знак присваивания выглядит следующим образом := (двоеточие и равно без всяких пробелов). Допустим, ширина у нас равна 5, а длина 7, тогда код получится такой:

a:=5;
b:=7;

Думаю, тут все понятно. Не забываем про точку с запятой в конце строк. Далее нам нужно вычислить периметр, для этого воспользуемся формулой

p:=2*(a+b);

Не забывайте ставить знаки умножения! 2*a и 2a - это две совершенно разные записи. После всех проделанных операций получился вот такой код:

program Perimetr;
var a,b,p:integer;
begin
      a:=5;
      b:=7;
      p:=2*(a+b);
end.

Осталось дополнить код программы алгоритмом вывода результата на экран. Для того чтобы вывести что-нибудь на экран, используют оператор write или writeln. Более подробно о них в следующем уроке. Сейчас же просто допишем седьмой строкой кода:

write(p);

Готовый код программы:

program Perimetr;
var a,b,p:integer;
begin
      a:=5;
      b:=7;
      p:=2*(a+b);
      write(p);
end.

Осталось только запустить программу и проверить результат. Так же вы можете изменить значения переменных a и b на свой вкус и проверить уже новый результат. Если возникли какие-то вопросы, не стесняйтесь задавать их, контакты для связи со мной находятся здесь. Если вопросов нет - жду вас на следующем уроке. Всего доброго!